Вся наша жизнь построена на ежедневном общении с другими людьми. Общаясь, с родителями, братьями и сестрами, коллегами, учителями, друзьями, мужьями или женами, детьми, мы принимаем решения, строим отношения. Поэтому умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья.
Общение – чрезвычайно важная часть нашей жизни. Человек имеет столько проблем в жизни, насколько не справляется с общением. Если человек не умеет общаться – у него будут проблемы и в семье, и на работе. Не задумываться над качеством своего общения, значит, переходить дорогу в оживленном месте не глядя по сторонам.
В этой статье я хочу дать основные принципы эффективного общения, основные, базовые понятия. Эти знания помогут вам увидеть процесс общения по-другому, более осознанно и добавить в своем поведении то, чего не хватает для полноценного взаимодействия с людьми.
Итак. Какие качества нужно развивать в себе, чтобы эффективно общаться?
1. Эмпатия
Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру” другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.
2. Открытость и искренность
Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.
Здесь надо понимать, что искренность не эквивалентна готовности обнародовать все свои секреты. Именно мы, как человек можем быть интересны другим, а не все наши секреты. Открытость нужна конкретно по теме, по ситуации, а не пытаться вывалить на человека интимные подробности.
Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.
3. Конкретность
Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях, а не о ком-то…, когда-то…, всегда…, все…, и т. д.
4. Индивидуальность
Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть Собой в любых контактах с окружающими.
5. Умение принимать других людей такими какие они есть
Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.
Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя…
6. Ответственность
Это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное – но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки. Не окружающие ее формируют.
Теперь посмотрите, какое качество вам надо развить в себе, чтобы общение приносило бы радость и удовлетворение.
P.S. Конечно, это далеко не полный список, его можно дополнять до бесконечности 8-). Напишите в комментариях, какие еще качества помогают вам общаться с удовольствием.
Посмотрите это видео, хотя оно и про 5-ую симфонию Бетховена, но очень перекликается с темой общения 🙂
Если вам понравилось, то нажмите кнопку «нравится» 🙂